Автор: Робер Стойкерс | ||||||
Оценка европейской политики России в 1789-1820 гг.
С
1789 по 1820 годы, то есть от начала Французской революции до
установления Июльской монархии, оценка России европейцами сводилась к
трем положениям:
1. Противопоставление свободы
деспотизму, где Россия — воплощение деспотизма (это русофобское
положение воспринял Маркс, откуда в марксизме появился термин «восточный
деспотизм»).
2. Противопоставление
легитимности и революции, где Россия являлась бастионом контрреволюции.
Мы здесь имеем особое понимание отношения Восток-Запад, где правые
легитимисты являются сторонниками восточной ориентации и противниками
Запада, в противоположность тому, что было в период «холодной войны». В
Германии периода «консервативной Революции» переводчик Достоевского
Меллер ван ден Брук размышляет о судьбе великого русского писателя,
прошедшего путь от революционера-демократа до легитимиста-антизападника.
Вслед за Меллером германские дипломаты придерживались
легитимистско-консервативных идей в отношении России, несмотря на
большевистскую революцию.
3. Противопоставление: Земля —
Море, или Россия — Англия. Эти геополитические взгляды были высказаны
Маккиндером, Хаусхофером и Карлом Шмиттом. Франция по данному вопросу
заняла промежуточную позицию. Она является «уравновешивающей
цивилизаций» между Землей и Морем, ибо противостоит как «морской»
ориентации Англии, так и исключительно «сухопутному деспотизму» России.
При Наполеоне Франция
отождествляла себя с Европой. То же самое происходило с Германией в
период двух мировых войн. Обе континентальные державы рассматривали
Европу как центр мировой цивилизации и всемирной истории.
Период с 1789 по 1820 г.
характеризуется как эпоха великих потрясений. По терминологии Карла
Шмит-та, это первое крушение «европейского публичного права».
Революционные идеи распространились по всему миру. В этот период
дипломаты писали огромное количество докладов, где излагались
геополитические идеи. Мы рассмотрим лишь те документы, которые имеют
отношение к России.
В 1791 году в анонимной
английской статье, озаглавленной «Русская военная угроза», излагались
основы англо-саксонской враждебности по отношению к России. Россия явно
рассматривалась как враг, так как её целью было устранение влияния
Оттоманской империи в регионе Черного моря и на Балканах. Здесь мы видим
первые признаки фактического сговора между Лондоном и Турцией, между
«морской» англо-саксонской цивилизацией и Великой Портой. Далее в
докладах говорится, что продвижение России к Константинополю угрожает:
Египту (в Англии уже предвидели строительство Суэцкого канала) и
торговле со странами Ближнего Востока. Отсюда, по мнению английских
дипломатов, следует, что существование Оттоманской империи и её
присутствие на Балканах гарантирует равновесие в Европе. Оттоманская
империя является заслоном от России, которую подозревают в намерении
завоевать Индию. Действительно, в 1800-1801 годах царь Павел I, союзник
Наполеона, предусматривал вторжение в Индию.
В других статьях,
опубликованных в 1792-93 гг., английские обозреватели высказывали
предположение относительно союза между Францией, Англией и Турцией — как
полюса свободы, направленного против консервативного союза Австрии,
Пруссии и России.
Попытка сближения Англии и
Франции в разгар Крымской войны описана в книге французского историка
Оливье Блана «Ставленники Лондона. Тайная история террора» (1989). Блан
рассматривает роль Англии в организации гражданской войны во Франции как
месть за поражение в битве при Йорктауне в 1781 году, где победу
одержали американцы при помощи войск и флота Франции. Кроме того Англия
намеревалась подорвать основы морской политики Людовика XVI, имевшей
определенные военные успехи. В английских редакционных статьях
высказывается мысль о союзе с Францией и о прекращении тайной политики
по организации гражданской войны во Франции. В это время австрийские и
прусские войска продвигались на севере Франции и в Лотарингии, что могло
привести к окончательному ослаблению Франции и созданию в центре Европы
прочного имперского блока. Для сохранения равновесия сил на континенте
Англия стремится переменить союзников и встать на сторону более слабых. И
тут Франция одерживает победу при Флерюсе в 1793 г.: она становится
самой сильной европейской державой, присоединяет Брабант и Антверпен,
что было неприемлемо для Лондона. Следуя избранной политике поддержания
равновесия, Англия должна была объявить Франции войну, выступив в союзе с
Пруссией и Австрией. Когда Германия после Бисмарка, в период правления
Вильгельма II и военно-морской политики фон Тирпица стала самой сильной
европейской державой, Англия начала воевать против неё, используя
людские ресурсы самой Франции. Исходя именно из этой ситуации, Вильгельм
фон Биерн в 1894 г. предложил заключить союз между Германией и Россией
против революционной Франции, а Е. фон Циммерман — союз Германии с
Францией, Англией и Россией против нового врага — Америки.
Самым
глубоким исследователем, который наметил основные направления политики с
целью упрочения положения в этот смутный период, является французский
ученый Бернар Барер де Вьезак. В 1798 году он опубликовал манифест
«Свобода морей или разоблачение политики английского правительства».
Этот фундаментальный труд лежит в основе германских геополитических
доктрин XIX века, а также «континентальных» и «антиморских» теорий Карла
Шмитта. Для Барера де Вьезака основным разрушительным фактором является
не революция, а «принцип индустриального развития», порождающий
неконтролируемые последствия. По его мнению английская промышленность
базируется на потребностях мореплавания; этим определяются направления
производства товаров, которые по аналогии можно сравнить с океанскими
волнами. Индустриальное развитие способствует бурному росту техники,
которая сметает все барьеры и границы. Промышленная революция разрушает
традиционный патриархальный принцип с его привязанностью к земле. Именно
основываясь на работе Барера де Вьезака, поэт Рудольф Паннвиц славит
Землю и Европейскую Империю, а Карл Шмитт после 1945 года разрабатывает
свой фундаментальный труд против «морской политики» («Земля и Море»).
Для Барера де Вьезака Европа является основой человеческой цивилизации,
которая противостоит Англии, господствующей на море, и России, где
находятся большие массивы неосвоенных земель. Исходя из этого,
последователь Вьезака — Эшассерье предлагает заключить франко-прусский
союз против Англии и России. Именно в работах Барера де Вьезака и
Эшассерье следует искать истоки франко-германских союзов, начиная с
наполеоно-голлистских идей Паннвица и политики примирения,
провозглашенной Аденауэром и де Голлем в 1963 году, вплоть до
присутствия Эрнста Юнгера в ходе визита Коля и Миттерана в Верден.
У сторонников германского
национализма мы находим и.другие подходы, которые были восприняты более
поздними исследователями. Эрнст Мориц Арндт, автор «Deutsche
Volkswerdung», дает более тонкий анализ. Для него основное противоречие
заключается не в антитезах «западноевропейская революция — русская
контрреволюция» или «цивилизация Франции, Германии, Европы — русское
варварство» (как об этом заявляли наполеоновские русофобы), но в
противоположности неорганизованных закрытых континентальных государств
державам, открытым морскому пространству, не обязательно ориентированным
только на морскую индустрию. В данном случае Арндт предвосхитил
геополитические идеи Ратцеля.
Поэт Жан-Поль (1810 г.)
высмеивал русофобов, которые представляли русских как «варваров». Как
Лейбниц и Гердер он придерживался идей Просвещения. Согласно этим
светским и мессианским идеям, Россия, конечно, «варварская страна», но
она примет цивилизованный облик под европейским влиянием. Заметим, что
ру-софилия Жана-Поля не соответствует взглядам русских «народников». Он
не отвергает «интеллектуализм Просвещения», но недооценивает
потенциальные возможности русского народа, которые он считал
недостаточными.
Генрих фон Клейст в своей
работе «О театре марионеток» (1810) описывает будущее общество, где
господствует рационализм и техника. И вот в это стабильное общество
вламывается «медведь», являющийся символом Востока и России,
олицетворяющий силы инстинкта. Против инстинкта невозможно бороться,
невозможно одержать победу. Запад — это Наполеон, медведь — это Россия.
Позже эти доводы были приведены Никишем в его статьях о
«национал-большевиках» в журнале «Видерштанд».
|
МЕСТО РОССИИ В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДИПЛОМАТИИ - Оценка европейской политики России в 1789-1820 гг. |
Commentaires
Enregistrer un commentaire